Цель ревизии на предприятии. Проведение ревизии

Цель ревизии на предприятии. Проведение ревизии

02.01.2024

Ревизии классифицируются по определенным однородным признакам, представленным в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Виды ревизий

Окончание табл. 2.2

Ведомственные ревизии проводятся соответствующими службами министерств, ограничены кругом юридических лиц, находящихся в административной подчиненности у контролирующего министерства. В ходе ведомственных ревизий проверяется расходование бюджетных средств, выделенных по ведомственному признаку бюджетной классификации, а также использование дотаций, субсидий и других трансфертов.

Главная функция такой ревизии заключается в детальном контроле правильности расходования бюджетных средств.

Основные задачи ведомственной ревизии состоят в проверке законности хозяйственных и финансовых операций, совершаемых учреждениями, соблюдение ими налоговой, бюджетной дисциплины, выявление злоупотреблений, незаконного расходования денежных средств и др.

Вневедомственные ревизии осуществляются другими министерствами, следовательно, отсутствует прямая подчиненность учреждения органам проверки.

Внутрихозяйственные ревизии проводятся специальными ревизионными отделами (службами) организаций и учреждений либо, при их отсутствии, финансово-экономическими службами. Эти ревизии отличаются наибольшей точностью результата и глубиной проверки. Они являются непрерывными, универсальными, системными и строго документальными.

Полная ревизия предполагает проверку видов обычной деятельности учреждений в целом и отдельных хозяйственных фактов этой деятельности, а частичная - проверку отдельных видов обычной деятельности либо определенных статей расходов, например, расходов на оплату труда (КОСГУ - 211), начислений на оплату труда (КОСГУ - 213), расходов на приобретение объектов основных средств (КОСГУ - 310).

Разновидностью частичной ревизии можно считать тематическую ревизию , которая проводится органами ведомственного и вневедомственного контроля обычно в нескольких учреждениях для более углубленного изучения отдельных хозяйственных явлений и процессов. По материалам такой ревизии составляется мнение о состоянии определенного вида обычной деятельности нескольких однородных учреждений, что способствует вскрытию и устранению выявленных недостатков и нарушений в целом по всей родственной группе хозяйствующих субъектов.

Наиболее распространены комплексные ревизии. Они охватывают широкий круг вопросов деятельности ревизуемого учреждения. В них принимают участие технологи, плановики, финансисты, бухгалтеры и другие специалисты. Этим достигается наибольшая глубина, полнота охвата проверяемого объекта, что способствует повышению эффективности ревизии.

Комплексной ревизии подвергаются: финансовая и хозяйственная деятельность; взаимосвязь между финансово-экономическими показателями, технологией и организацией деятельности; сохранность и порядок использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов; состояние бухгалтерского учета и достоверности отчетности; другие объекты.

При сквозной ревизии подвергается проверке деятельность отраслей экономики, министерств, федеральных служб, подчиненных им учреждений и организаций, филиалов и представительств. Она проводится одновременно в вышестоящих и нижестоящих организациях по одинаковым и взаимосвязанным программам.

Локальная ревизия проводится только в одном учреждении либо организации или в нескольких, но по разным и не взаимосвязанным программам.

Сплошная ревизия охватывает все операции и учетные данные на определенном участке деятельности ревизуемого учреждения за весь изучаемый период. Объектами сплошной ревизии обычно являются кассовые операции, операции по лицевому (банковскому), валютному и другим специальным счетам, операции с ценными бумагами.

При выборочной ревизии проверяется часть документов, взятых на выборку за тот или иной промежуток времени. Обычно в выборку включаются периоды наиболее интенсивных и ответственных моментов совершения финансово-хозяйственных операций: последний месяц квартала, IV квартал, льготный период (январь) в бюджетном процессе, время выплаты отпускных учителям и другим служащим в летний период.

Сплошная ревизия дает более полную оценку деятельности ревизуемого объекта, позволяет выявить недостатки и нарушения в большей мере, чем выборочная. Однако сплошная ревизия отличается повышенной трудоемкостью, поэтому там, где совершаются крупные операции и большой документооборот, может выполняться комбинированная ревизия , при которой одни участки подвергаются сплошной, а другие выборочной проверке.

В ходе выборочной ревизии может возникнуть необходимость перехода к сплошной прверке, если выявляются факты нарушений, хищений и подлога, нецелевого использования бюджетных средств и др.

Плановые ревизии предусматриваются в годовых и квартальных планах работы контролирующих структур.

Внеплановые ревизии проводятся при наличии данных о нарушениях финансово-хозяйственной деятельности учреждений и финансовой дисциплины, злоупотреблений, а также по требованию правоохранительных органов и других структур власти.

К первичным ревизиям относятся такие, которые проводятся по определенной программе впервые.

Дополнительные и повторные ревизии назначаются в случае, если в процессе предыдущей ревизии не раскрыты все вопросы, включенные в программу, либо результаты нечетко отражены в акте проверки, а также по требованию следственных органов для подтверждения фактов, отраженных в итоговом документе первичной ревизии.

Документальная ревизия выполняется на основе первичных документов, регистров бухгалтерского учета, смет расходов бюджетных учреждений и расчетов к ним и другой документации.

Проверка бухгалтерских документов и базирующихся на них записей в регистрах аналитического учета проводится способами «от записи к документу» и «от документа к записи».

При первом способе объектом ревизии являются учетные регистры. Каждую запись в них, отражающую хозяйственную операцию, проверяют оправдательными документами.

При втором способе за основу берется папка (дело) с оправдательными документами. Каждый документ в папке, которым оформлена хозяйственная операция, сопоставляют с соответствующими бухгалтерскими записями в учетных регистрах. Массовые хозяйственные факты, изложенные в учетных регистрах (журналах операций), проверяют способом «от записи к документу».

В настоящее время основными приемами документальной ревизии являются следующие:

  • формальная и арифметическая проверка документов;
  • встречная проверка документов или записей;
  • юридическая, экономическая и финансовая оценка совершенных хозяйственных операций;
  • нормативная проверка;
  • способ обратного счета;
  • приемы экономического анализа (сравнения, балансовая увязка и т.д.).

Формальная и арифметическая проверка бухгалтерских документов направлена на определение достоверности и своевременности оформления первичной документации, заполнения реквизитов, наличие подписей, правильность отражения хозяйственного факта, его целесообразность, правильность арифметических расчетов и т.д.

В практике ревизии выявляются случаи, когда после формальной и арифметической проверки возникают сомнения относительно того или иного факта, например, количества материалов, принятых складом по акцептованным счетам-фактурам поставщиков или суммы денежных средств, полученных с банковских счетов. Тогда прибегают к встречным проверкам.

Встречная проверка осуществляется способом сличения данных, регистрируемых в документах, и основанных на них бухгалтерских записей, представленных ревизуемым учреждением, с данными второго экземпляра этих документов и бухгалтерскими записями, находящимися в других организациях, с которыми ревизуемое учреждение связано деловыми отношениями.

Встречная проверка назначается руководителем Росфиннадзо-ра (территориального органа Росфиннадзора) по письменному представлению руководителя ревизионной группы.

Для проведения встречной проверки в учреждениях, расположенных на территории других субъектов РФ, руководитель Росфиннадзора (его территориального органа) направляет письменный запрос в территориальный орган Росфиннадзора, расположенный в субъекте РФ, где необходимо выполнить встречную проверку. В этом запросе приводятся: полное наименование учреждения, подлежащего встречной проверке, его юридический адрес, ИНН, а также перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе встречной проверки.

Порядок взаимодействия территориальных органов Росфиннадзора при встречной проверке (порядок направления письменного запроса и материалов встречной проверки) устанавливается руководителем Росфиннадзора.

Разновидностью встречной проверки может быть сравнение записей в выписках из счета в банке проверяемого учреждения с аналогичными данными учреждения банка.

Встречная проверка возможна по внутренним и внешним документам, находящимся в делах учреждения, а также в учреждениях, которым отпускались или от которых принимались материальные ценности и с которыми проводились расчеты.

Нормативная проверка заключается в сопоставлении фактических расходов с установленными лимитами, нормами (нормативами) расходов. Такой прием необходим для оценки качества системы норм и нормативов затрат на обычную деятельность, используемых для составления сметы расходов бюджетных учреждений, обоснованности составления расчетов к смете и расходной части бюджета, обоснованности распределения расходов по статьям (подстатьям) бюджетной классификации РФ.

Нормы расходов в зависимости от метода разработки могут быть расчетными или средними. Для того чтобы удостовериться в правильности установления расчетных норм, используют прием технико-экономических расчетов , при котором суммы плановых расходов сопоставляются с фактическими за один год или за ряд лет по выполнению отдельных видов работ или услуг с учетом изменения норм и нормативов в результате выполнения плана организационно-технических мероприятий.

Способ обратного счета основан на экспертной оценке затрат для последующего определения (обратным счетом) сумм необоснованных расходов денежных средств, сырья и материалов на производство определенных видов продукции, которые ко времени проведения ревизии имеются в наличии на складах и счетах организаций и учреждений. Использованию этого приема обычно предшествует мотивированная экспертная оценка специалистов о действительных затратах сырья на изготовление данной продукции.

Способом обратного счета ревизоры определяют количество и стоимость сырья и материалов, излишне отнесенных на затраты производства. Для этого, например, количество фактически выпущенных изделий конкретного наименования умножается на разность между количеством и стоимостью списанных материалов на единицу продукции и нормами материальных затрат, указанными в заключении экспертов.

Оценка совершенных хозяйственных фактов на их соответствие юридическим, экономическим и финансовым нормам представляет собой комплекс общеэкономических и статистических приемов анализа и оценки для установлениия законности, целесообразности, рациональности и эффективности обычной деятельности ревизуемого учреждения за проверяемый период.

Юридическая проверка проводится для определения соответствия фактов, изложенных в первичных документах, действующему законодательству. Хозяйственный факт считается законным, если он не противоречит действующим законам, постановлениям и подзаконным актам.

Сравнением сути хозяйственного факта с нормами законодательства выявляются виды и причины их нарушения и виновные в этом должностные лица.

Экономическая проверка выполняется для определения полученной экономической выгоды от отдельных хозяйственных фактов и их влияние на конечные качественные результаты обычной деятельности учреждений.

Проверка целесообразности (эффективности) хозяйственной операции выявляется проверкой ее соответствия показателям плана, утвержденным нормам, уровню идентичных показателей родственных учреждений или другим показателям, которые характеризуют экономическую результативность хозяйственной операции или объективную необходимость ее совершения.

Этот прием документальной ревизии наиболее трудоемкий, но его значение трудно переоценить как для ревизующего органа, так и для самого учреждения.

Фактическая ревизия состоит в установлении реального (соответствующего действительности) состояния ревизуемого объекта.

К приемам фактической ревизии относятся:

  • инвентаризация активов и обязательств;
  • экспертная оценка;
  • визуальное наблюдение;
  • контрольный обмер;
  • контрольный запуск сырья и материалов в производство;
  • проверка качества сырья и материалов.

Необходимо провести грань между функциональной ролью инвентаризации как элемента метода бухгалтерского учета и внутрихозяйственного контроля, с одной стороны, и методического приема, используемого при проведении ревизий органами ведомственного и вневедомственного контроля - с другой.

В бухгалтерском учете инвентаризация используется в дополнение к документации как способ прерывного первичного наблюдения за объектами учета, для приведения учетных данных в соответствие фактическому состоянию дел в организации. Контрольное назначение инвентаризации - выявлять расхождения между учетными данными и фактическими остатками средств и внесение требуемых коррективов в учетные данные.

Вместе с тем инвентаризацию справедливо рассматривать как инструмент регулярного внутрихозяйственного бухгалтерского контроля за сохранностью материальных ценностей, денежных средств и достоверности информации о требованиях и обязательствах хозяйствующего субъекта.

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» предусматривает обязательное проведение полной инвентаризации материальных ценностей и расчетов перед составлением годового отчета, а также с определенной периодичностью в течение года. Необходимо иметь в виду, что проведение инвентаризации обязательно при смене материально ответственных лиц, установлении фактов хищений и других злоупотреблений, после пожара или стихийных бедствий, при переоценке товарно-материальных ценностей, реорганизациях и т.п.

В ревизионной практике инвентаризация используется как один из приемов фактического контроля сохранности определен-

ных активов и реальности данных о состоянии расчетов. Инвентаризации финансовых и нефинансовых активов, осуществляемые в процессе ревизии, как правило, являются внезапными.

Выбор объектов для инвентаризации обусловлен конкретными задачами ревизии и состоянием системы внутрихозяйственного контроля учреждения или организации.

В процессе ревизии в первую очередь подвергаются инвентаризации объекты, по которым были вскрыты нарушения установленного порядка оприходования денежных средств, материалов и продукции, оформления приходно-расходной документации, сроков выполнения плановых инвентаризаций, смены материально ответственных лиц.

Экспертная оценка представляет собой способ фактического контроля, основанный на проведении компетентными специалистами экспертизы действительных физических объемов и качества выполненных работ, обоснованности нормативов материальных затрат и выхода готовой продукции, норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей, выполнения технологических режимов, соответствия продукции государственным стандартам и техническим условиям.

Экспертиза назначается, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные навыки в экономике, технике, налогообложении, бухгалтерском учете и других отраслях знаний.

Работа эксперта осуществляется на договорной основе. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта.

Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. Он может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

При назначении и выполнении экспертизы проверяемое лицо имеет право заявить отвод эксперту, просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц, представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта, присутствовать с разрешения должностного лица контрольного органа при проведении экспертизы, давать объяснения эксперту и знакомиться с заключением эксперта.

Эксперт дает в письменной форме от своего имени заключение, в котором излагает результаты проведенных им исследований, выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы.

Заключение эксперта или его отказ отдачи заключения предъявляется проверяемому лицу, которое вправе представить объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Дополнительная экспертиза назначается при недостаточной ясности или полноте заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае признания заключения необоснованным или при наличии сомнений в его правильности. Повторное проведение экспертизы поручается другому эксперту.

Криминалистическая экспертиза документов назначается следственными органами и судом и осуществляется в специальных лабораториях путем исследования доказательств в целях установления преступлений и предотвращения их в будущем. В результате такой проверки может быть обнаружен подделанный (фальшивый) документ. Подделка документов выражается в дописках, зачеркиваниях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравливания, вырезания и вклеивания, подделке почерка должностных лиц.

Исправления в документах возможны с помощью подчисток и вытравливания.

Подчисткой считается механическое изъятие штрихов текста посредством вытирания острым предметом. Основные признаки подчистки: нарушения структуры верхнего пласта бумаги, уменьшение толщины бумаги в месте подчистки, расплывчатость чернильных штрихов, повреждения знаков. Признаки подчистки устанавливаются как путем обзора документов невооруженным глазом, так и с помощью специальных средств.

Вытравлением признается изъятие штрихов документа путем химического разрушения или обесцвечивания чернил. Установить признаки вытравления можно благодаря внимательному обзору документа. Основные признаки вытравливания: матовые пятна на бумаге, пожелтевшие, локализованные участки белой бумаги, изменение цвета и расплывание штрихов.

Экспертная оценка иногда применяется для изучения других вопросов, требующих специальных знаний, а также для определения качества проектно-сметной и другой технической документации, подлинности подписей в первичных документах (графологическая экспертиза) и др.

Визуальное наблюдение заключается в следующем:

  • обследовании на месте готовности объектов, вышедших из ремонта, и объектов собственных капитальных вложений;
  • установлении степени изношенности объектов основных средств;
  • проверке порядка хранения, приемки и отпуска материальных ценностей;
  • контроле за ввозом и вывозом материалов и готовой продукции;
  • проверке организации производства и труда на рабочих местах, состояния пропускной системы и др.

Контрольный обмер выполненных работ чаще всего применяют для проверки выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ. По результатам обмеров устанавливаются фактический объем и стоимость выполненных работ по сравнению с указанными в актах приемки работ и нарядах, а также расход материалов в натуральных измерителях на выполнение этих работ. Как правило, обмер осуществляется с привлечением технических специалистов.

С помощью контрольного обмера проверяются:

  • соответствие видов, количества и стоимости выполненных работ тем, которые указаны в актах приемки и нарядах, а также в проекте и смете;
  • соответствие выполненных работ составу работ, предусмотренному сметными нормами, на основе которых составлены примененные при расчетах единичные расценки, калькуляции и прейскурантные цены, а также расценками в нарядах;
  • законченность объектов, конструктивных элементов, этапов и видов работ или их частей (в тех случаях, когда это имеет значение для ревизии).

При подготовке обмера определяются конкретные объекты, конструктивные элементы и виды работ, подлежащие проверке. Затем подсчитываются количество и стоимость работ, выполненных и оплаченных с начала строительства по проверяемым актам приемки работ и нарядам. Эти данные сверяются с данными проектно-сметной документации. Результат сверки может свидетельствовать о наличии отклонений по видам, количеству и стоимости капитальных работ. Если в сданных и оплаченных объектах обнаруживаются недоделки, то это рассматривается как завышение стоимости работ. При необходимости проверить списание материалов подсчитываются виды и количество израсходованных материалов по текущим нормам на выполненные фактические объемы работ.

К участию в обмере привлекаются заинтересованные должностные лица (обычно прорабы, начальники участков), исполнители, ответственные за строительство или ремонт объекта и подписавшие акты приемки работ, наряды и документы на списание материалов. Кроме того, для участия в обмере могут быть приглашены представители заказчика, сметно-проектной организации, рабочие, фамилии которых указаны в нарядах на выполнение проверяемых работ, представители общественности.

В тех случаях, когда по имеющимся документам не представляется возможным достоверно определить объемы выполненных работ (отсутствие текущего учета выполненных работ, некачественное ведение журнала работ или других документов, фиксирующих выполнение работ), проверка проводится непосредственно на объекте. В таких случаях проверка осуществляется путем сопоставления фактически выполненных объемов в натуре с принятыми к оплате в актах выполненных работ и данными, содержащимися в проектно-сметной документации.

Проведению контрольного обмера должно предшествовать изучение рабочих чертежей объекта, выявление характеристик видов работ и конструкций, на которые следует обратить внимание при обмере (размеры помещений, конструкций, материалы, из которых изготовлены строительные конструкции, И Т.П.).

Правильность включения в акты объемов выполненных работ по конструкциям, обмер которых затруднен, подтверждается проверкой соответствия фактически выполненных работ рабочим чертежам и спецификациям при условии установки конструкций в проектное положение. Кроме того, используются первичные доку-

менты, обосновывающие объемы и состав выполненных работ, включая акты на скрытые работы.

Проверка объемов скрытых работ (засыпанные фундаменты, конструкции полов, автомобильные дороги, траншеи, каналы с уложенными в них трубопроводами и др.) проводится по актам на скрытые работы. При отсутствии таких актов объемы работ подсчитываются по рабочим чертежам, а в необходимых случаях для установления факта выполнения объема проверяющие вправе требовать от заказчика вскрытия за его счет выполненных конструкций.

К завышению объемов и стоимости выполненных работ кроме рассмотренных относятся также:

  • стоимость предъявленных к оплате или оплаченных незаконченных частей конструкций и видов работ, по которым не допускается раздельная оплата отдельных операций, входящих в состав расценок на работы, а также стоимость строительных материалов, деталей и конструкций, завезенных или изготовленных на строительной площадке, но уложенных в проектное положение;
  • стоимость обнаруженных недоделок, когда объект без недоделок сдан в эксплуатацию по акту приемки;
  • разница в стоимости работ и материалов, принятых по проекту и фактически уложенных в конструкции, если выявлена неравноценная замена материалов и конструкций более дешевыми (например, замена паркетных полов на дощатые, плиточных на цементные);
  • разница в стоимости работ и материалов, фактически уложенных в конструкции и принятых по проекту, если выявлена замена материалов и конструкций на более дорогие;
  • стоимость завышения по расходу основных строительных материалов (металла, сборного железобетона, труб и т.д.) по сравнению с данными проектно-сметной документации;
  • стоимость оборудования, если она включена в объем выполненных монтажных работ;
  • разница в стоимости ранее выполненных работ, представленных к оплате, по ценам более позднего времени с учетом инфляции и по ценам фактического времени их выполнения, если работы выполнялись в пределах договорных сроков, и др.

Так как перечисленные нарушения представляют собой завышение стоимости строительно-монтажных работ, в учетные данные и бухгалтерскую отчетность необходимые коррективы вносят-

ся в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство проводят при необходимости проверки применяемых в ревизуемом периоде производственных текущих норм расхода строительных материалов, сырья на изготовление продукции, норм производственных отходов и др. Этот способ контроля позволяет выявить необоснованное (сверхнормативное и непредусмотренное нормами) списание сырья и материалов на выпуск продукции.

Результаты контрольного запуска оформляются актом, который подписывают ревизор, технолог, повар и работники учреждения. Если в процессе ревизии появляется необходимость в заключении специалиста по вопросам качества материальных ценностей, готовых изделий или проектно-сметной документации на строительство либо ремонт какого-то объекта, то такой специалист приглашается с согласия руководителя ревизующей организации или учреждения, подлежащего проверке.

Контрольный запуск сырья и материалов в производство помогает выявить недостатки и нарушения в нормировании и технологии производства, вскрыть хищения и другие злоупотребления, связанные с созданием неучтенных излишков материальных ценностей за счет применения завышенных норм расхода и необоснованного списания материалов сверх норм, изменения технологического режима, искажения качественных показателей продукции.

Большое значение имеют объяснения должностных лиц и сотрудников, работавших ранее в учреждении. Письменные объяснения помогают проверить достоверность данных, отраженных в документах, выявить подлоги, установить действительно произошедшие события и их участников, а также роль других лиц. Если в представленном письменном объяснении какой-либо вопрос окажется нераскрытым или недостаточно освещенным, то ревизор может предложить соответствующему лицу дать дополнительные объяснения. В случае его отказа дать объяснения ревизор должен затребовать их служебной запиской, копия которой прилагается к акту ревизии.

Можно предположить, что при организации и проведении контрольного запуска для сокрытия нарушений и злоупотреблений ревизуемые лица нередко подговаривают рабочих или сами пытаются обманным путем изменить те или иные существенные условия эксперимента и исказить его результаты. В связи с этим для лучшего наблюдения и контроля за соблюдением условий эксперимента целесообразно привлекать незаинтересованных лиц либо проводить эксперимент с участием группы ревизоров.

Весь ход данного мероприятия от начала до конца с необходимыми подробностями фиксируется в одном или нескольких актах, подписываемых его участниками. Зафиксированные результаты используются в дальнейшей ревизионной проверке и отражаются затем в общем акте ревизии.

Проверка качества сырья и материалов проводится для установления причин низкого качества готовой продукции, услуг и происхождения брака. Такая проверка осуществляется путем лабораторного анализа, технических испытаний и другими методами.

Для проведения фактической ревизии обычно привлекаются специалисты узкого профиля. Важная особенность - фактор внезапности, иначе невозможно получить объективные данные, например при инвентаризации складских помещений или кассы, если должностные лица будут информированы заранее о готовящейся ревизии. Кроме того, невозможно выполнить одно и то же контрольное действие (инвентаризацию, обмер, опрос и т.д.) дважды (при фактическом контроле в отличие от документальной ревизии) спустя определенный промежуток времени, при повторной проверке результат будет совсем другим, и эта проверка будет не повторной (как при документальной), а новой. Лучших результатов можно достичь, сочетая фактический и документальный контроль.

Нарушения и злоупотребления, выявленные перечисленными приемами документального и фактического контроля, систематизируются по участкам контролируемой деятельности, видам операций и другим признакам. Они регистрируются в рабочей тетради ревизора со ссылками на соответствующие документы, записи в учетных регистрах и другие источники.

Накопленные данные используются при составлении соответствующих разделов основного акта ревизии.

  • КОСГУ - классификация операций сектора государственного управления.
  • Более полно см.: Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации. Приказ М ВД России от 29 июня 2005 г. № 511; Федеральный закон от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».

Виды ревизий принято классифицировать по следующим признакам:

I. По субъекту контроля:

- ревизии государственных органов ;

- внутрихозяйственные ревизии ;

Ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.

II. По организационному признаку:

- плановые ревизии – проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организацией или органом управления, но, как правило, не реже одного раза в год;

- внеплановые ревизии – проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям, при замене руководителя или главного бухгалтера);

III. По объему проверки:

- сплошные;

- выборочные ревизии : методика рациональной выборки разработана достаточно слабо. Во многих случаях даже опытный ревизор не может выделить для исследования нужную часть документов.

IV. По кругу вопросов, подлежащих проверке:

- тематические (частные) ревизии : могут быть сформулированы как ревизии сохранности и правильности использования ФОТ и расчётов с рабочими и служащими;

- сквозные ревизии – охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, целью здесь наряду с проверкой хозяйственной деятельности подразделений являются установление качества управления их деятельности;

- комплексные ревизии . Такие ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Комплексная ревизия – наиболее эффективный способ проверки финансово-хозяйственной деятельности организации;

- некомплексные ревизии проводятся, как правило, одним ревизором - бухгалтером по данным учетной информации.

Правила проведения ревизии: 1.Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала. Например, многие привыкли, что в ходе любой ревизии обязательно проверяют кассу. Но неожиданным для проверяющих будет внезапная проверка всех касс организации и кассовых аппаратов.

2.Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде случаев позволяет скрыть нарушения (оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенное и т. п.). Однако не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы (сообщать непроверенные данные следствию, непродуманно отстранять от работы должностных лиц и пр.).

3. Непрерывность . Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т. е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.

16. Права и обязанности ревизора. Планирование ревизии. Права и обязанности ревизора регламентируется нормативными актами об экономическом контроле.

Ревизору предоставлено право проверять все стороны хозяйственной деятельности предприятия, а именно:

1) проверять в ревизуемой организации денежные, бухгалтерские и другие первичные документы (кассовые, банковские документы, авансовые отчеты, наряды, отчеты, путевые листы и пр.), наличие денег, ценностей и ценных бумаг у кассира и подотчетных лиц, регистры бухгалтерского учета; 2) осматривать объекты строительства, территорию, склады, мастерские и другие производственные, хозяйственные и служебные помещения, строения, места хранения оборудования, автопарки; проверять наличие, состояние и сохранность имущества, товарно-материальных ценностей у материально ответственных лиц;

3) в необходимых случаях опечатывать сейфы, кассы и кассовые помещения, склады, кладовые, архивы и другие места хранения материальных ценностей и документов; при этом печать (пломбир) должна находиться у ревизора, а ключи - у материально ответственного лица; 4) проводить контрольные обмеры выполненных строительно-монтажных работ и незавершенного строительного производства, проверять качество выполненных строительно-монтажных работ и выпускаемой промышленной продукции, соблюдение норм расхода и правильность списания сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных ценностей; 5) привлекать по согласованию с администрацией работников ревизуемой организации к выполнению работ и заданий по ревизии;

6) производить с ведома следственных органов, а при крайней необходимости самостоятельно изъятие подлинных документов, вызывающих сомнение или подтверждающих выявляемые факты подделок, подлогов и других злоупотреблений;

7) пользоваться всеми видами связи для взаимодействия по делам ревизии с вышестоящей организацией и другими организациями, а также служебной пересылкой корреспонденции, имеющимися у ревизуемой организации транспортными средствами для передвижения по объектам с целью их обследования; 8) проверять и рассматривать жалобы и заявления по вопросам ревизии; 9) проверять законность финансово-хозяйственных операций, совершенных ревизуемой организацией, обеспечение, сохранность собственности, соблюдение сметно-финансовой и штатной дисциплины, постановку бухгалтерского учета и достоверность отчетности, качество первичных документов, правильность бухгалтерских записей и материального учета складского хозяйства;

10) точно и объективно освещать в акте ревизии все выявленные факты недостатков, злоупотреблений и хищений, неправильного составления или умышленного искажения бухгалтерской и другой отчетности, нарушения сметно-финансовой и штатной дисциплины,} излишеств в расходовании средств и всякого рода бесхозяйственных потерь с указанием виновных в этом лиц и размеров причиненного ущерба; обязательно подтверждать все обнаруженные факты документами или ссылками на них, а также требовать объяснения от виновных лиц;

11) проверять полномочия должностных лиц и законность и целесообразность (эффективность) их действий; 12) соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе ревизии; 13) ставить вопросы привлекаемым экспертам в письменной форме; 14) следить за безопасностью и в случае возникновения опасности немедленно покинуть ревизуемый объект.

Планирование ревизии-

должно проводиться в соответствии с общими принципами организации контроля, а также в соответствии со следующими частными принципами:

а)комплексности планирования - обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного исследования до заключительного акта ревизии.;

б)непрерывности планирования - установление сопряженных заданий группе контролеров и увязка этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам;

в)оптимальности планирования - обеспечение вариантности планирования для возможности выбора оптимального варианта программы контроля на основании критериев, определенных законом или контролирующим органом;

г)действенности планирования - содержание в плане точных указаний исполнителей и сроков.;

д)конкретности плановых заданий- конкретизация вопросов программы, подлежащих проверке, до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей;

е)реальности планирования- проверка плана с точки зрения реальных возможностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов и предусматривание возможности привлечения к ревизии дополнительных ресурсов;

ж)гибкости и мобильности планирования- совершенствование, дополнение и уточнение плана в ходе ревизии.

17. Оформление окончательных итогов ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, который состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта ревизии содержит следующую информацию: наименование темы ревизии; дату и место составления акта ревизии; кем и на каком основании проведена ревизия (номер и удостоверения, указание на плановый характер ревизии или сев на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства; кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации, и кто являлся главным бухгалтером; кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.

Описательная часть акта ревизии включает разделы в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В акте ревизии должны быть соблюдены объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в организации документами, результатами проведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.

18. Методы исследования отдельного документа. При исследовании документов используют несколько видов проверок:

1)Формальная проверка - можно определить как оценка внешнего вида документа: заполнение реквизитов, наличие номера, даты, подписей, наличие исправлений и других визуально различимых признаков.

В данном случае документы изучают в целях выявления дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия не оговоренных исправлений, правильности присвоения нумерации, тождественности дат (например, на расходном кассовом ордере - даты оформления и даты получения средств) подчисток, дописок текста и цифр, соответствия документа действующей типовой форме и т.д.

2)Арифметическая проверка - это проверка правильности суммы, результата других арифметических действий. Данный метод применяется для определения в документах правильности подсчетов и выявления ошибок или злоупотреблений, завуалированных путем арифметических действий. Типичным способом мошеннических действий является искажение суммы. С ее помощью можно выявить арифметические несоответствия между частными и итоговыми суммами. Названные несоответствия могут быть выявлены как по горизонтальным строчкам (при умножении или сложении), так и по вертикальным (правильность подсчета по отдельным колонкам и итоговой сумме, выраженной как в количественном, натуральном, стоимостном выражении).

3)Логическая проверка - это рассмотрение сущности операции, оценка соответствия сущности и формы документа, бухгалтерской записи, проверка полномочий должностных лиц, подписавших документы и т.д. Применение данного метода позволяет установить оформленные соответствующим образом, но искаженные по своему содержанию документы. Такая проверка позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Осуществление логической проверки обусловливается квалификацией проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хозяйственных операций. Логическая проверка проводится способами сличения, сравнения, сопоставления и т.д.

Специалисты выделяют из логической нормативную проверку содержания отдельного документа, которая предусматривает его изучение с точки зрения соответствия действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размера налогов и т.п., а также целесообразности, правомерности отраженной в нем хозяйственной операции.

Отдельное место занимает процедура прослеживания. Если перечисленные виды проверки применяются к одному документу, то прослеживание предполагает изучение последовательно подготавливаемых документов и анализ их на предмет сохранения сущности и параметров операции.

19. Методы исследования взаимосвязанных документов. Методы исследования взаимосвязанных документов включают встречную проверку и взаимный контроль.

Встречная проверка предусматривает сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Проведение встречных проверок ревизорами регламентируется п. 13 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, утвержденной приказом Минфина России от 14.04.2000 № 42н. Данный вид проверок проводится также Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Большинство первичных документов составляются в двух и более экземплярах. При совершении хозяйственных операций они попадают:

При внутренних операциях - в разные подразделения одного предприятия;

При внешних операциях - в разные организации.

Применять названный метод целесообразно только в двух ситуациях:

Когда проверяемые лица уничтожили находящийся только у них экземпляр документа, но в других организациях (подразделениях) экземпляры сохранились;

Когда в результате совершения подлога появились расхождения в содержании разных экземпляров одного и того же документа. В этом случае преступники сумели сфальсифицировать не все экземпляры, т.е. оригиналы их сохранились.

Проверяющими лицами может производиться сверка взаимных расчетов (поступления и расходования денежных средств), о чем также составляется акт, подписываемый руководителями обеих проверяемых организаций.

Метод взаимного контроля заключается в использовании в любом сочетании самых различных документов, прямо либо косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.

Сопоставлению могут подвергаться различные бухгалтерские документы, а также документы оперативно-технического учета. С помощью этого метода решаются две основные задачи: выявляются подложные документы; определяется круг лиц, причастных к совершению противоправного деяния.

О наличии в документах подлога могут свидетельствовать две группы признаков, выявляемых взаимным контролем:

Отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв в «цепочке» документов);

Противоречия в содержании взаимосвязанных документов.

Данный метод является одним из наиболее эффективных, но в то же время более трудоемким и часто требует сопоставления целого ряда взаимосвязанных документов.

Преимущество метода взаимного контроля документов наиболее ярко проявляется при обнаружении признаков групповой, в том числе и организованной преступности, а также носящей межрегиональный и межотраслевой характер.

20. Инвентаризация -основной метод контроля. Инвентаризация -это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Нормативным документом , регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в Российских организациях, является приказ министра финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49

Инвентаризация может являться объектом аутсорсинга . Сторонние специализированные компании имеют свою технологию и методологию проведения инвентаризации, специализированное дорогостоящее программное обеспечение и оборудование, а также профессионально обученный штат специалистов, оплата труда которых бывает ниже, чем оплата складских и офисных сотрудников, которые часто привлекаются на инвентаризации.

Обычно инвентаризации подразделяются по различным объектам учета на:

1.Инвентаризацию основных средств;

2.Инвентаризацию капитальных вложений, незавершенных капитального строительства и капитального ремонта;

3.Инвентаризацию незавершенного производства;

4.Инвентаризацию товарно-материальных ценностей;

5.Инвентаризацию денежных средств;

6.Инвентаризацию расчетов и других статей баланса.

1. Порядок проведения инвентаризации денежных средств Организации располагают денежными средствами, необходимыми для их финансово- хозяйственной деятельности. Денежные средства в основном должны храниться в учреждениях банка и незначительные суммы - в кассе организации.

Ведение операций с наличными денежными средствами возлагается на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить наличность в пределах лимита, согласованного с обслуживающей банковской организацией.

Ревизия денежных средств является традиционным направлением, с которого начинается проверка. Прежде всего такой интерес связан с тем, что наличные денежные средства представляют собой наиболее рисковый объект потенциальных искажений официальных данных.

Под информационной базой следует понимать совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, распространение и отображение информации с целью использования для подготовки, обоснования и принятия своевременных управленческих решений. Основной экономической целью создания информационной базы учетной информации является получение, обработка и использование информационного ресурса системного бухгалтерского учета для повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в рыночных условиях. Важнейшими внешними источниками информации для целей внутреннего контроля являются документы, принимаемые: высшими органами законодательной власти; высшими органами исполнительной власти страны (в частности, Президентскими структурами управления, Правительством, федеральными органами субъектов РФ). Внутренние источники информации играют огромную роль в информационном обеспечении внутреннего контроля. Среди них, в первую очередь, необходимо выделить: учредительные документы; данные бухгалтерского учета и отчетности (в том числе официальная и управленческая отчетности); внутрифирменные базы данных; материалы проверок, осуществляемых внешними аудиторами

45. Место ревизии в системе контроля.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Цель ревизии или проверки − осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Ревизия (от лат. revisio - просмотр) - основная форма контроля.

В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе - отдельным и конкретным.

Если экономический контроль связан с общим регулированием общественных отношений, то ревизия выступает конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени. Ревизиям подлежат конкретные низовые участки народного хозяйства (организации, предприятия, учреждения) или органы хозяйственного управления после осуществления ими хозяйственных операций. Результаты ревизии объявляются и обсуждаются в коллективе субъекта хозяйствования, после чего обязательно применяются соответствующие мероприятия (принимаются решения), что дает возможность повсеместно обеспечить действенность ревизии.

В отличие от других форм контроля, ревизия имеет четкий правовой статус, который закрепляет границы ее распространения, сроки проведения, права и обязанности должностных лиц, порядок оформления и рассмотрения результатов.

Ревизия является наиболее распространенной формой экономического контроля. А потому судебно-следственные органы из всех форм экономического контроля применяют как процессуальное средство выявления состава преступления только ревизии.

Основные причины необходимости ревизий:

– низкое сознание отдельных работников относительно бережливости и сохранения общественной собственности;

– не всегда эффективный предыдущий и текущий контроль со стороны руководителей, бухгалтеров и специалистов соответствующих областей деятельности;

– недостатки в отборе кадров материально ответственных лиц, некачественная инвентаризация, несовершенство системы материальной ответственности и т.п.

46.Задачи ревизии . Ревизия Ревизионная проверка Цель ревизии(проверки) –

Основная задача ревизии заключается в проверке финансово-хозяйственной деятельности учреждений, а именно: использования средств федерального бюджета, полученных в виде трансфертов (субвенций и субсидий), исполнения бюджетов субъектов Федерации в соответствии с заключенными соглашениями, соответствия деятельности учредительным документам, исполнения смет доходов и расходов учреждениями, использования средств государственных внебюджетных фондов, обеспечения сохранности активов, использования имущества в федеральной собственности, ведения бух. Бюджетного учета, достоверности отчетности.

47.Направления ревизионной проверки . Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций, совершенных ревизуемой организацией, правильности их отражения в бюджетном бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ возложена ответственность за осуществление этих операций.

Ревизионная проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке работы проверяемой организации.

Цель ревизии(проверки) – определение правомерности, целевого характера, эффективности и экономичности использования средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Ревизии могут осуществляться по следующим основным направлениям: 1) соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам; 2) обоснованность расчетов сметных назначений; 3) исполнение смет расходов; 4) использование бюджетных средств по целевому назначению; 5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей; 6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств; 7) соблюдение финансовой дисциплины, правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности; 8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций; 9) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; 10)операции с основными средствами и нематериальными активами; 11)операции, связанные с инвестициями; 12)расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами; 13)обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера; 14)формирование финансовых результатов и их распределение.

Кроме перечисленных выше направлений финансового контроля, также проверяется хозяйственная деятельность ревизуемого предприятия, т. е. изучается структура предприятия, подведомственные учреждения и службы, общий штат и объем общей сметы, счета (бюджетные и текущие), имущество организации (его размеры и стоимостная оценка).

48.Основные этапы проведения контрольно-ревизионных проверок .

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности хозяйственных и финансовых операций, совершенных ревизуемой организацией, правильности их отражения в бюджетном бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ возложена ответственность за осуществление этих операций.

Ревизионная проверка – единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке работы проверяемой организации.

Этапы проведения ревизионного процесса:1. Подготовка к проведению ревизии: планирование ревизии, документальное ознакомление с деятельностью ревизуемого объекта, изучение законодательных актов по ревизуемым вопросам, составление программы проведения ревизии. 2. Проведение ревизии: организационная работа на месте ревизии, документальная и фактическая проверки 3. Подготовка материалов ревизии: Систематизация материалов ревизии, составление промежуточных актов и справок проверки, составление сводного акта ревизии. 4. Работа по материалам ревизии: мероприятия по устранению выявленных нарушений и недостатков, контроль за устранением выявленных недостатков и нарушений.

49.Задачи и содержание подготовительного этапа проведения ревизии . Организация подготовки и проведения инспекторской проверки состоит из нескольких этапов, на каждом из которых решаются свои специфические задачи: организационно-подготовительный этап, этап проведения проверки и этап принятия организационных мер по итогам проверки.

На организационно-подготовительном этапе решаются следующие задачи.

Определение круга исполнителей. Решение этой задачи заключается в формировании круга лиц, привлекаемых к проведению проверки, - проверяющей комиссии, ее председателя. В состав такой комиссии обязательно должны входить опытные, компетентные работники, в том числе - других подведомственных учреждений. Однако целесообразно привлекать к проведению проверок и начинающих, молодых перспективных работников, которые могут непосредственно на месте ознакомиться с опытом работы, который отнюдь не всегда является отрицательным.

Разработка плана проверки. Прежде всего подобный план включает в себя так называемый «вопросник» - перечень конкретных вопросов, ответы на которые должны быть получены в ходе проверки. Кроме того, необходимо установить конкретные сроки, в которые должна быть проведена проверка, а также режим ее проведения (то ли вся комиссия работает сразу, то ли последовательными группами).

Информационное обеспечение. Члены проверяющей комиссии должны быть ознакомлены со всей информацией о проверяемой организации, которая имеется в инстанции, проводящей проверку. Это могут быть материалы предыдущих проверок, данные отчетности, плановая документация, публикации, другие материалы.

Методическое обеспечение и инструктаж. Члены комиссии должны быть подробно информированы о причинах и целях проверки, ознакомлены с содержанием вопросника, сроками работы, просто познакомиться друг с другом, разбиться на группы. Им может быть дан подробный инструктаж по методике проведения проверки, работы с документами и материалами на месте, особенностям проверяемого коллектива, профилактике возможных конфликтов с руководством фирмы и т. д.

Решение всех этих задач может быть оформлено изданием приказа, в котором указывается состав комиссии, сроки проведения проверки, необходимые меры (проведение семинаров, командировки и т. п.).

Программа ревизии. Задание на ревизию дает заказчик.

Заказчиками могут быть: администрация организации; собственник организации, государственные органы.

Получив задание, ревизоры разрабатывают программу ревизии, которая содержит следующие разделы: цель ревизии; вопросы, подлежащие проверке; средства и условия, необходимые для проведения ревизии; сроки и место исполнения; состав участников ревизии; формы документального оформления ревизии.

Программа разрабатывается на основе действующего инструктивного материала и опыта, накопленного ревизующим органом. Программу утверждает начальник ревизующего органа или заказчик. Полная правильно составленная программа ревизии концентрирует внимание ревизующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т. е. помогает ревизующему детально проверить каждый вопрос. Недостаточно продуманная программа может привести к бессистемной проверке документов, результаты которой часто сводятся к случайному обнаружению нарушений в деятельности организации,- при больших затратах времени ревизия может не дать должных результатов.

План ревизии. План ревизии должен обладать определенными характеристиками. Действенность. В плане должны содержаться точные указания на исполнителей, сроки ревизионных мероприятий. Такой план позволяет контролировать эффективность работы ревизоров. Конкретность. Вопросы программы, подлежащие проверке, в плане конкретизируются до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей. Гибкость и мобильность. В ходе ревизии план совершенствуется, дополняется, уточняется. Если бы план, составленный в начале ревизии, оставался неизменным и не корректировался по мере выявления фактов нарушений и злоупотреблений, ревизия не могла бы быть успешной.

51. Состав и содержание документации контрольных процедур . В процессе ревизии по решению руководителя ревизионной группы могут составляться справки по промежуточным результатам контрольных действий. Такие справки составляются участниками ревизионной группы и согласовываются с руководителем ревизионной группы, подписываются должностным лицом проверяемого учреждения. Справки прилагаются к актам ревизии или встречной проверки.

Составление акта ревизии – завершающий этап ревизионного процесса. Акт ревизии и приложения к нему вместе составляют материалы ревизии. Акт ревизии представляет собой документ, на основании которого оценивается деятельность учреждения и принимаются необходимые финансовые, административно-правовые, хозяйственные и другие решения. Он не должен содержать субъективных предположений и личных выводов и личных выводов ревизора. Акт ревизии составляется в двух экземплярах: один для проверенного учреждения, другой – для Росфиннадзора. Акт ревизии со всеми приложениями руководитель ревизионной группы представляет должностному лицу, назначившему ревизию, не позднее пяти рабочих дней после даты окончания ревизии. Акт ревизии состоит их вступительной, описательной и результативной частей. Вступительная часть: наименование темы ревизии, дата и место составления акта, кем и на каком основании проведена ревизия, проверяемый период и сроки проведения, наименование учреждения и ИНН, сведения об учредителях (при наличии), ведомственная принадлежность. Описательная часть: состоит из разделов, соответствующих вопросам, указанным в программе ревизии. В этой части акта ревизии излагаются конкретные факты и действия, свидетельствующие о нарушениях порядка ведения бюджетного учета и отчетности. Каждый факт нарушения фиксируется отдельно с указанием времени совершения, стоимостной оценки и ссылками на первичные документы, а также с указанием должностного лица. Результативная часть должна содержать обобщенную информацию о результатах ревизии.

Виды ревизии

Правила проведения ревизии (принципы)

Основные этапы ревизии и последовательность работы

Понятие, цели и задачи ревизий и проверок

Ревизия: это система обязательных контрольных действий по доку­ментальной и фактической проверки законности и обоснованности совер­шенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций реви­зуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалте­ра и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и норма­тивными актами установлена ответственность за их осуществление.

Проверка: это единичное контрольное действие или исследование со­стояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организа­ции.

Цель ревизии или проверки: осуществление контроля за соблюдени­ем законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имуще­ства и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормам, нормативами и сметами.

Основная задача ревизии: это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности организации учреди­тельным документам;

2) обоснованность расчетов сметных назначений;

3) исполнение смет расходов;

4) использование бюджетных средств по целевому назначению;

5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценно­стей;

6) обоснованность образования и расходования государственных вне­бюджетных средств;

7) соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бух­галтерского учета и составления отчетности;

8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бу­магами, расчетных и кредитных операций;

9) полнота и своевременность расчетов с бюджетными и внебюджет­ными фондами;

10) операции с основными средствами и нематериальными активами;

11)операции, связанные с инвестициями;

12)расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

13)обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей дея­тельностью, и затрат капитального характера;

14)формирование финансовых результатов и их распределение.

В ходе ревизии изучаются все стороны хозяйственно-финансовой дея­тельности проверяемых предприятий, организаций. При ее проведении ши­роко сочетаются все приемы и способы фактического и документального контроля, что позволяет более глубоко изучить проверяемые вопросы.

Виды ревизии

1. По органам осуществления:

а) Ведомственные (не реже одного раза в год):проводятся контрольно-ревизионным аппаратом системой каждого Министерства и ведомства в соответствии с действующим законодательством.

б) Вневедомственные: осуществляется контрольно-ревизионным аппаратом государственного контроля, наделенным контрольным правом по отношению к предприятиям, организациям независимо от их ведомственной подчиненности.

в) Внутрихозяйственные: проводят штатные или общественные службы предприятия.

2. По отношению к плану:

а) Плановые: предусматриваются в планах работы контрольно-ревизионного аппарата соответствующих органов, что обусловлено необходимостью осуществления систематического контроля за деятельностью предприятия.

б) Внеплановые: проводятся в силу возникшей необходимости в течение периода.

Так же ревизии могут быть вызваны неблагоприятным положением дел на предприятии, при обнаружении злоупотреблений, по просьбе судебно-следственных органов и т.д.

3. По объему вопросов хозяйственно-финансовой деятельности:

а) Полные: охватывают все стороны хозяйственно-финансовой деятельности реализуемого предприятия и направлены на выявление общей картины состояния сохранности собственности.

б) Частичные: заключаются в проверке отдельных сторон хозяйственно-финансовой деятельности реализуемого предприятия. Эти ревизии, как правило, внеплановые и проводятся по сигналам или по просьбе судебно-следственных органов. Разновидностью частичной ревизии является тематическая ревизия.

4. По охвату единичных объектов контроля:

а) Сплошные: изучают все объекты контроля, относящиеся к тем или иным сторонам хозяйственно-финансовой деятельности реализуемого предприятия.

б) Выборочные: ограничиваются изучением отдельных объектов контроля, относящихся к соответствующим сторонам хозяйственно-финансовой деятельности, реализуемого предприятия.

5. По составу специалистов:

а) Комплексные: проводят специалисты различных профилей, что позволяет более квалифицированно проверить все стороны хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

б) Не комплексные: осуществляют специалисты учетного и финансового профилей. Здесь предусматривается проверка, главным образом, финансовой деятельности предприятий и организаций.

6. По характеру проведения:

а) Сквозные: проверка объектов контроля на всех этапах их движения, начиная от производственных подразделений и кончая первичными вышестоящими органами хозяйственного управления.

б) Комбинированные: включает различные виды ревизии:

Кассу и расчетный счет проверяют сплошным способом;

Другие операции - выборочно.

Данная классификация не является исчерпывающей.

Контроль и ревизия: конспект лекций Иванова Елена Леонидовна

1. Понятие, цель и задачи ревизии

Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации.

Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:

1) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;

2) обоснованность расчетов сметных назначений;

3) исполнение смет расходов;

4) использование бюджетных средств по целевому назначению;

5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

7) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;

8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

9) операции с основными средствами и нематериальными активами;

10) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

11) операции, связанные с инвестициями;

12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

13) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

14) формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия расходования и поступления средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством. Существенные вопросы ревизии оговариваются в программе или перечне основных вопросов.

Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.

Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.

Перед началом ревизии руководителю ревизуемой организации следует предъявить удостоверение на право проведения ревизии, представить участников ревизии и составить рабочий план. Исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.

Руководитель ревизуемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения ревизии, предоставить помещение, оргтехнику, услуги связи, обеспечить машинописными работами. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.

Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена Леонидовна

ЛЕКЦИЯ № 6. Сущность и понятие ревизии 1. Понятие, цель и задачи ревизии Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и

Из книги Контроль и ревизия автора Иванова Елена Леонидовна

22. Понятие, цель и задачи ревизии Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия.Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом

Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А

29. Предмет, цель, задачи и система показателей статистики природных ресурсов Предметом статистики природных ресурсов является количественная характеристика наличия, состава, состояния и рациональности использования всех их компонентов; их изменения под влиянием

автора Литвинюк Анна Сергеевна

52. Цель и задачи анализа инвестиционной деятельности Цель анализа инвестиций состоит в: объективной оценке потребности, возможности, масштабности, целесообразности, доходности и безопасности осуществления краткосрочных и долгосрочных инвестиций; определении

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

Статья 3. Цель и задачи организации страхового дела. Формы страхования (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов

Из книги Финансовый анализ автора Бочаров Владимир Владимирович

1.1. Цель и задачи финансового анализа В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает

Из книги Финансовый менеджмент: конспект лекций автора Ермасова Наталья Борисовна

1.1. Цель, задачи и структура финансового менеджмента

Из книги Анализ финансовой отчетности. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

11. Цель и задачи анализа финансовой отчетности Важно ориентироваться и в таких понятиях рыночной экономики, как деловая активность, платежеспособность, кредитоспособность, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости, степень риска, эффект финансового рычага и

Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна Ивановна

Тема 5. Закупочная логистика 5. 1. Цель и задачи закупочной логистики Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения

Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия Владимировна

Вопрос 3 Цель и задачи экономического анализа Цель экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций заключается в поиске и измерении резервов повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Задачи

Из книги автора

Вопрос 24 Цель и задачи анализа состояния и использования трудовых ресурсов Цель анализа – выявление резервов более рационального использования численности работников и их рабочего времени, повышения производительности труда и эффективности использования фонда

Из книги автора

Вопрос 33 Цель, задачи и информационная база анализа производства и продажи продукции Цель анализа состоит в выявлении резервов роста объемов производства и продаж качественных и рентабельных товаров. Задачи анализа: анализ динамики уровня производства и

Из книги автора

Вопрос 39 Цель, задачи и информационная база анализа затрат на производство и реализацию продукции Цель анализа – выявить резервы снижения себестоимости и дать обоснованный расчет прогнозируемой величины себестоимости. Задачи и последовательность проведения

Из книги автора

Вопрос 45 Цель, задачи и информационная база анализа финансовых результатов Цель внутреннего анализа финансовых результатов – выявить резервы роста прибыли и рентабельности деятельности предприятия для повышения уровня его конкурентоспособности и финансовой

Из книги автора

Вопрос 53 Цель, задачи и содержание анализа инвестиционной деятельности организации Инвестиционная деятельность это комплекс мероприятий по вложению денежных средств в строительство, земельные участки, технологии, машины и оборудование, интеллектуальные ценности,

Из книги автора

Вопрос 63 Цель, задачи и информационная база анализа финансового состояния Цель анализа финансового состояния заключается в выявлении внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения и повышения платежеспособности организации. Задачи

© 2024 ferrum-store.ru - Бизнес Портал - FerrumStore